Не пропустить начало жизни во Христе. Протоиерей Петр Перекрестов


Портал «Православие и мир» продолжает спрашивать священнослужителей разных епархий о практике совершения катехизации и подготовке к крещению. На вопросы отвечает протоиерей Петр Перекрестов, секретарь епархиального совета Западно-Американской епархии Русской Зарубежной Церкви, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

- Можно ли, и если «да», то при каких условиях – крестить детей у 1)некрещеных, 2)неверующих, 3)совсем нецерковных – родителей?
 

Если родители имеют желание, чтобы их дети были православными и их побуждения добрые и искренние, я думаю, что им отказывать не стоит. Здесь очень важный и ключевой момент: каковы будут восприемники детей таких родителей? Вот восприемники, естественно, должны быть крещенными, верующими и в какой-то мере воцерковленными.

У нас с кафедральном соборе в Сан-Франциско довольно-таки строгое требование к будущим восприемникам: они должны обязательно подготовиться быть крестными и заблаговременно поисповедоваться (у нас это делается с вечера) и причаститься (на следующий день). На исповеди, в частности, можно выяснить, нет ли у будущих восприемников каких-то неприемлемых взглядов в области вероучения или же неприемлемого образа жизни.

У нас в приходе есть дети, которых в храм приводят на службу и причастие исключительно восприемники, а не родители. Если восприемники отказываются поисповедоваться и причаститься или же «не имеют для этого времени», тогда они сами себя отсекают от Церкви и фактически отказываются быть восприемниками.

Какая степень предварительных знаний о вере может считаться удовлетворительной у крещаемого?

Практика в приходах в США очень разная в этом отношении. Как правило, однако, с лицом желающим креститься, проводится первая очная встреча. У нас крестины не назначаются «анонимно», когда священник впервые видит кандидата в день крестин.

На этой первой встрече священник знакомится с желающим креститься, расспрашивает его о его жизни, о причинах почему он хочет креститься, о семейном положении, о его знаниях в вопросах вере. Желающий же креститься также знакомится со священником и может ему задать вопросы. Вот на этой первой встрече намечается дальнейший курс подготовки к крещению. Обычно человеку рекомендуются какие-то книги и пособия по вероучению прочитать, дается краткое молитвенное правило, внушается важность посещения храмовых богослужений.

В некоторых приходах ведется систематическая подготовка желающих креститься, обычно в форме еженедельных бесед.

В некоторых приходах к этому относятся весьма серьезно. Например, в одном приходе близ Лос-Анджелеса (Антиохийского Патриархата), обязательный курс катехизации проводится в течение 14 месяцев. Кандидат для крещения, помимо присутствия на этих курсах, обязан по крайней мере каждое воскресение быть на литургии, а также записаться в приход. В этом приходе крещение взрослых совершается раз в год, в Великую субботу. Казалось бы, что очень строго, однако приход стремительно растет. Когда туда прибыл нынешний настоятель было лишь 12 семейств в приходе, а теперь – 400! Настоятель храма считает, что только качество порождает количество.

Должен ли священник выяснять мотивы прихода к крещению и должны ли эти мотивы влиять на решение священника о совершении таинства над человеком?

Конечно, если человек креститься лишь ради «традиции» или не имея веру во Христа как Спасителя, если человек отвергает какие-либо члены Символа веры или же не готов бросить какой-то весьма грешный образ жизни, то нельзя его крестить, пока он не согласует свою веру и жизнь с верой и образом жизни соборной Православной Церкви. Иначе выходит некое надругательство над таинством.

Какие трудности испытывают священники, совершающие катехизацию в своих епархиях и благочиниях?

Нередко желающие креститься давят на священника, чтобы он это сделал как можно скорее. Не исключение, что священник кого-то крестит и немного времени спустя новокрещенный пропадает: новокрещенный получил что хотел и пошел себе. Другая проблема, особенно с людьми из России: они хотят креститься или крестить своих детей, но не хотят регулярно ходить в храм и принимать участие в таинствах исповеди и причастия. Крещение для них как бы их частное дело, не имеющее отношение к церковной общине; это для них личная потребность, чтобы не болеть, чтобы все было хорошо, чтобы была счастливая жизнь…

Еще одна трудность: не все священники, в том числе и я, умеют систематически готовить людей к крещению. Иногда для этого нет времени и сил, иногда желающий креститься просто живет далеко и ему трудно по жизненным обстоятельствам приезжать в город на регулярные занятия. У нас храмов не так много и расстояния бывают очень большие. В каком-то плане интернет и электронная почта могут помочь в деле катехизации, однако, они не могут заменить присутствие и участие в богослужении.

Какая мера катехизации может быть названа «избыточной»?

Наверное, когда священник уже «придирается» к желающему креститься, очень много требует. Надо действовать разумно, с рассуждением и с учетом способностей и возможностей каждого приходящего. Желательно найти золотую середину между строгостью и равнодушием. Ведь священник сам знает, что когда он вступил на путь священства у него, с одной стороны, были какие-то знания и навыки, а с другой – за годы священства он многому научился, многое ему открылось жизнью, т.е. со временем и опытом. Так и с желающим креститься: надо ему, с одной стороны, дать основу, дать ему почувствовать святость таинства и необходимость действительного начала новой жизни во Христе, а с другой – не требовать, чтобы человек был богословом и брал бы на себя непосильные подвиги.
 
"Православие и мир"


 Синодальный миссионерский отдел © 2010