Катехизация должна быть систематичной. Иеромонах Евфимий (Гончаров)


Мы продолжаем опрос среди священников различных епархий по вопросам катехизации. Сегодня нам отвечает клирик Красноярской епархии, настоятель самого северного в стране Свято-Богоявленского храма села Хатанга иеромонах Евфимий (Гончаров).

- Можно ли, и если «да», то при каких условиях – крестить детей у некрещеных, неверующих, совсем нецерковных родителей?

- Я допускал Крещение таких детей, но при условии наличия верующих и желающих участвовать в жизни этих детей крестных родителей.

И были случаи, когда я сам становился крестным для таких детей. Сейчас мы идем на такие исключения из правил, уповая на промысел Божий, ради будущего этих детей.

- Какая степень предварительных знаний о вере может считаться удовлетворительной у крещаемого?

В идеале готовить крещаемых (если у них есть желание такой подготовки) хотя бы полгода – год, чтобы ввести этого человека в церковную жизнь.

А дать необходимые представления о вере можно несколькими беседами. Но изменение в жизни человека перед Крещением, решимость жить по-христиански – можно увидеть только через продолжительное время.

Были в моей практике случаи, когда одной беседы в день Крещения было достаточно, чтобы человек поменял свою жизнь и стал настоящим прихожанином, а были случаи когда проводился ряд бесед с будущими крестными и желающими Крещения, но из всех слушателей в храм приходили далеко не многие.

Воцерковление – это длительный, программный и непрерывный процесс. И только когда будет преемственность поколений в вере, тогда человек будет воцерковляться через малую Церковь, через православную семью. А катехизация – это лишь начало, но которое надо проводить. Катехизация должна быть систематичной, начиная с семьи, образования и приходских воскресных школ, в течении жизни человека.

Есть слова Спасителя в Евангелии от Матфея (28:19 – 20): «Идите, научите, крестя их во Имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедовал вам…». Огласательные беседы перед Крещением должны дать человеку начальные, общие понятия о Учении Спаситея, и главное – о самом Смысле принятия Крещения как Рождение Свыше от Бога. И дальше нужно учить новокрещенных и в проповедях, беседах. Но без упования на Промысел Божий не может быть учения новокрещенных прихожан. Священникам нужно совершать Крещение всех желающих Рождения Свыше, может даже еще и непонимающих полноты Учения Христа, но желающих Крещения.

- Должен ли священник выяснять мотивы прихода к крещению и должны ли эти мотивы влиять на решение священника о совершении таинства над человеком?

Я всегда спрашиваю и взрослых крещаемых, и крестных о причине принятия Крещения, и обязательно стараюсь перед совершением Таинства проводить небольшую беседу о значимости Крещения для человека. Тем самым я корректирую представления о причинах принятия Крещения.

Были случаи отказа в совершении Таинства – например, когда взрослый человек проявлял явное неверие в Бога, а его желание креститься было связано лишь с тем, чтобы удовлетворить желание родителей или родных.

- Какие трудности испытывают священники, совершающие катехизацию в своих епархиях и благочиниях?

- Самая главная трудность – это нежелание людей ходить на катехизаторские курсы. Второе – это отсутствие свободного времени у прихожан, особенно на сельских приходах.

- Какая мера катехизации может быть названа «избыточной»?

- Избыточной может лишь длительность проповеди по времени. А катехизация человека происходит в течение всей его жизни – во время службы, проповеди после службы, частной беседой со священником, через принятия Таинств…

"Православие и мир"


 Синодальный миссионерский отдел © 2010